Перейти к публикации

Свадебное полотенце, рушник

ilya

Само слово рушник происходит от старославянского корня «руш», который в старину означал ломать, рвать. По сути, рушник – это оторванный кусочек ткани, или отрез. Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения ножниц. Наши предки делали надрез на ткани чем-то острым, после чего просто отрывали от нее нужный кусок (как сейчас это делают продавцы в магазинах тканей).

С давних пор рушнику отводилась большая роль во многих народных обрядах, в том числе – свадебном. Для этого события могли вышивать до сорока рушников, каждый из которых имел свое значение. Самое большое и красивое свадебное полотенце дарили жениху родители невесты после обряда сватовства в знак благословения брака. Девушка готовила рушники для семьи будущего мужа, которые затем использовались на свадьбе.

Обязательно должны были иметь рушники и свидетели молодых, причем дружка повязывала свой крест-накрест на груди. Также делали «благословенные рушники», которыми родители украшали иконы, благословляющие их детей перед венчанием. В таких изделиях в вышивке использовалось много красного цвета.

Во время самого венчания свидетели расстилали перед женихом и невестой белый «венчальный» рушник. Он символизировал облако, на котором пара словно восходила в Царствие Небесное, где сам Бог благословлял их брак.

Считалось, что кто первым из молодых вступит на рушник, тот и будет главным в семье. Эта традиция сохранилась до наших времен.

После венчания священник перевязывал руки молодых «союзным» рушником, символизирующим крепость духовных уз, верность жениха и невесты. На таких полотенцах вышивали растительный орнамент и надпись «совет да любовь».

88-12122e0c5.jpg

После церемонии бракосочетания родители встречали молодоженов свадебным караваем на «хлебосольном» рушнике, на котором изображалась пара голубей или жаворонков – символов счастливых и влюбленных людей, которые будут преданны и искренни друг с другом. По бокам рушника вышивали цветочный и растительный орнамент как пожелание достатка и процветания.

Свадебные полотенца готовили вручную, чаще всего – с двухсторонней вышивкой. Изображения располагали симметрично с одинаковыми символами с каждого края. Вышивку делали в три этажа: на первом изображали дерево рода, на котором сидели птицы, второй содержал пожелания молодым, третий – обереги, мужскую и женскую символику, а также инициалы молодых.

Рушники хранят в доме как святые семейные реликвии. Ими во время семейных праздников украшают дом.

Символика

• виноград означал радость от образования новой семьи, виноградники – будущую жизнь молодых, в которой муж выступал основателем рода, а жена – его берегиней;

• дуб – символ языческих времен, символизирующий бога солнца Перуна – мужской знак, дающий жениху вечную мужскую силу и жизненную энергию;

• дуб и калина означали мужскую силу и женскую красоту, красные ягоды калины должны были принести новой семье долголетие и бессмертие рода;

• ласточка – добрый вестник и советник, укрепляющий семейное хозяйство;

• лилия – женский символ, означавший невинность и чистоту;

• соловей и кукушка – символы девичьего рушника – говорили о рождении новой семьи и продолжении семейного рода;

• роза – благословление и постоянное движение вперед;

• хмель – любовь и молодость;

• павлин – семейное счастье;

• соколы и голуби – молодожены.

Правила вышивки свадебного рушника:

• перед работой нужно обязательно вымыть руки, чтобы «смыть» все нехорошие мысли;

• во время вышивания нельзя ругаться и думать о плохом;

• работу с полотенцем лучше начинать утром в четверг, в день верховного божества;

• рушник вышивают натуральными шерстяными или шелковыми нитками, акриловые означают искусственную и неискреннюю семейную жизнь;

• полотенце должно состоять из цельного куска; рушник из двух сшитых частей сулит разорванную и неудачную семейную жизнь;

• сверху основного сюжета нельзя вышивать горизонтальные линии: полоски словно обрывают родовое дерево и приносят развод или бездетность;

• лучше, если лицевая и изнаночная стороны рушника будут идентичными: считается, что первая – для людей, а вторая – для Бога, а между материальным и духовным миром должна быть гармония;

• мелкие ошибки и неаккуратности в работе не исправляют и не распарывают, чтобы в судьбе не было неразберихи;

• белоснежный промежуток между вышитых сторон рушника должен быть достаточным для того, чтобы между вышивкой свободно встали жених с невестой – тогда жизнь молодых будет легкой и просторной, наполненной божьим светом и силой;

• вышивать нужно лишь тот рисунок, который тебе нравится: это усиливает положительную энергию свадебного рушника.

88-12122e0c5.jpg.dcd07686e0ebb036fc6f6b53b45a0f71.jpg

  • 0
  • 9 379

0
9,4k

Войти

У вас нет аккаунта? Регистрация

  • Не рекомендуется на общедоступных компьютерах
  • Забыли пароль?

  • Создать...