Традиция и перемены
Слабо зная историю Церкви, мы часто полагаем, что все православные традиции сложились в апостольские времена и с тех пор не изменялись. Это не так. Более того, это убеждение хотя и кажется благочестивым, но на самом деле очень опасно.
Уже потому, что препятствует Церкви развиваться.
– Зачем ей развиваться? – возмутится какой-нибудь начетчик.
Но тогда извини, брат, придется тебе перестать ходить на нынешние литургии, потому что они разительно отличаются от богослужений первых веков. Следует отказаться от некоторых таинств (например, браковенчания), установленных отнюдь не в апостольские времена. И вообще покинуть Православную Церковь и уйти в протестанты.
В XVI веке они, отбросив почти все, что было установлено Церковью за много веков, решили жить на манер первохристиан. Причем не настоящих, а по ходу дела придуманных.
Например, пришли к выводу, что первые христиане не почитали икон. А ведь их еще святой евангелист Лука писал. Когда протестанты об этом узнали, они растерялись, кое-где у них образа уже начали появляться. И сколько им еще открытий чудных предстоит. Но настоящей Церкви они все признавать не хотят. Она им кажется слишком новаторской.
Вот что может произойти, если мы откажем Церкви в праве на развитие.
Другое дело, что как дерево растет, не отвергая корней, так и православие может меняться, лишь опираясь на заветы Христовы, апостольское и святоотеческое предания и, что очень важно, на соборное мнение Церкви.
Образцом же того, как могут преображаться обычаи в Церкви, не ослабляя, а обогащая ее, является история празднования Рождества.
Рождество в первые века
В древности считалось, что датой Рождества является 6 января по старому стилю, или 19-е по новому.
Каким образом первохристиане пришли к этой дате? Они считали Христа как Сына Человеческого «вторым Адамом». В том смысле, что если первый Адам был виновником грехопадения рода человеческого, то второй стал Искупителем людей, источником нашего спасения.
При этом Древняя Церковь пришла к мнению, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам. То есть в шестой день первого месяца в году. Ныне мы в этот день отмечаем день Богоявления и Крещения Господня.
В древности же этот праздник именовался Епифанией и включал Богоявление, Крещение и Рождество.
В этом некотором умалении Рождества был опасный уклон, которым не замедлили воспользоваться еретики. Гностики и ариане придавали этому празднику большое значение.
Рождество
Подобное положение далеко не всех устраивало в Православной Церкви. Многим хотелось, чтобы Рождество получило должное внимание.
Кроме того, наряду с мнением, что Рождество Христово приходится на сотворение Адама, в Церкви издавна существовало убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное.
Многие святые отцы – Ипполит Римский, блаженный Августин и, наконец, святой Иоанн Златоуст – считали, что Христос был зачат в тот же день, в который пострадал, следовательно, в еврейскую Пасху, которая в год его смерти приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, мы получаем для Рождества Христова дату 25 декабря.
Сначала это убеждение победило, судя по всему, на Западе. Историки-рационалисты объясняют это исключительно тем, что в Римской империи на 25 декабря выпадало торжество, посвященное обновлению мира, – День солнца.
В день, когда солнечное время суток начинало прирастать, язычники веселились, поминая бога Митру, напивались до полусмерти и т. д. Увлекали эти празднования и христиан так же, как сейчас в России мало кто благополучно минует новогодние торжества, приходящиеся на пост.
И тогда местное духовенство, желая помочь своей пастве победить приверженность к этой языческой традиции, решило перенести Рождество на этот самый День солнца.
Тем более, что в Новом Завете Иисус Христос именуется «Солнцем правды».
– Вы хотите поклоняться солнцу? – спрашивали римские святители у мирян. – Так поклоняйтесь, но не сотворенному светилу, а Тому, что дарит нам истинный свет и радость, – Солнцу бессмертному, Иисусу Христу.
Это, если так можно выразиться, внешняя канва событий. У нехристиан она вызывает иронию. Мол, хорошо ли это: из педагогических соображений, назло язычникам устанавливать новую дату празднования?
Они отказываются замечать, что одним лишь желанием победить языческий праздник история переноса сроков Рождества не исчерпывается. Мнение, что Христос пробыл на земле от момента зачатия до распятия полное число лет, основано на внимательном изучении Евангелия.
Во-первых, нам известно, когда Ангел известил старца Захарию о рождении Иоанна Крестителя. Это произошло во время служения Захарии в Храме Соломона. Все священники в Иудее были разделены царем Давидом на 24 чреды, которые служили по очереди. Захария принадлежал к Авиевой чреде, 8-й по счету, время служения которой приходилось на конец августа – первую половину сентября. Вскоре «после сих дней», то есть примерно в конце сентября, Захария зачинает Иоанна Предтечу. Церковь празднует это событие 23 сентября.
В 6-й месяц после этого, то есть в марте, Ангел Господень возвестил Пресвятой Богородице о непорочном зачатии Сына. Благовещение в Православной Церкви празднуется 25 марта. Месяцем Рождества, таким образом, оказывается по старому стилю конец декабря. С абсолютной точностью день Рождества установить, конечно, невозможно.
Но мнение, что Спаситель родился в то время, когда начинает возрастать число светлых часов во днях, мнение, опирающееся на Евангелие, – само по себе красиво и убедительно.
Перед нами приоткрывается одна из величайших тайн мироздания – приуготовление его к Рождеству Христову.
Победа нового праздника
К середине четвертого века мечта сделать Рождество общеправославным, великим праздником стала насущной для всей Церкви.
В то время свирепствовали ереси, которые навязывали идею, что Бог не принимал человеческого образа, что Христос пришел в мир не во плоти и крови, а, подобно трем ангелам у Мамврийского дуба, был соткан из иных, высших энергий.
И тогда православные окончательно поняли, как мало они до сих пор уделяли внимания Рождеству Христову.
Особенно болело сердце об этом у святого Иоанна Златоуста. В речи, произнесенной 20 декабря 388 года, он попросил верующих приуготовиться к празднованию 25 декабря Рождества.
Святой рассказал, что на Западе Рождество уже давно празднуется, пора и всему православному миру перенять этот добрый обычай. Поведал, как втайне он молился об этом.
Эта речь победила колеблющихся, которые перед тем спорили и возражали против нововведения. Народ всей душой принял установление праздника, и в последущие полвека Рождество восторжествовало повсеместно в христианском мире.
В Иерусалиме, например, в этот день вся община во главе с епископом отправлялась в Вифлеем, ночью молилась в пещере, а утром возвращалась праздновать Рождество домой. Торжества продолжались восемь дней.
После того, как на Западе был составлен новый Григорианский календарь, католики и протестанты стали праздновать Рождество на две недели раньше православных.
В XX веке под влиянием Константинопольского Патриархата по Григорианскому календарю стали праздновать Рождество Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта.
Вместе с Русской Церковью Рождество по старому стилю празднуют Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. По словам покойного Иерусалимского Патриарха Диодора, «старостильники» по численности составляют 4/5 от общего числа православных.
Рождественский пост
Для начала вкратце скажем о последней неделе поста. В наше время, учитывая, что большинство православных справляет Новый год, в некоторых храмах служатся 31 декабря молебны. Многие священники благословляют вкушать на праздник рыбу и вино, особенно если встречать Новый год придется вместе с неверующими людьми. В принципе, вопрос этот решается с духовником.
С 4-го января по Рождество от рыбы следует отказаться окончательно. Есть традиция трапезничать в эти дни не ранее 4-х часов дня. Строгие постники придерживались этого правила во все дни говения.
6 января – сочельник, день особо строгого поста, то есть вообще ничего нельзя до первой звезды.
Затем разрешается вкусить сочиво – рис или пшеницу с медом и сухофруктами. Запить это можно компотом (взваром). В древности на Руси в сочельник столы, лавки посыпались соломой или сеном в память о яслях, куда был положен Младенец Христос.
Для тех, кто идет в Рождество на службу, пищу следует перестать принимать за 6 часов до праздничной литургии. То есть если служба в храме начинается в полночь, то начало литургии придется на 2 часа 30 минут ночи, соответственно, последний раз вы сможете поесть в 8 часов 30 минут вечера.
Празднование Филиппова поста перед Рождеством установилось не сразу.
Какое-то время считалось, что может быть только один пост. Некоторые святые даже осуждали тех, кто пости тся трижды, вопрошали: разве Спаситель был распят три раза?
Но и Великий пост отличался от нынешнего. В течение дня христиане вообще ничего не ели, но после захода солнца вкушали все виды пищи (подобным образом до сих пор постятся мусульмане).
Поэтому посты постепенно стали сплошными, однако в некоторые дни Великого и во многие Рождественского постов дозволено было есть рыбу.
О Рождественском посте первое упоминание мы встречаем в IV веке у св. Льва Великого. Он называет этот пост древним установлением и свидетельствует, что пост этот является жертвой за собранные плоды. То есть мы таким образом благодарим Бога за то, что он даровал нам минувший год, за все случившиеся в нем радости.
Окончательно Рождественский пост, его продолжительность и прочее были установлены на Константинопольском Соборе в 1166 году.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
- рождество
- тосты
- 0
- 277