День ветеринаров появился по инициативе Российской сельскохозяйственной академии наук, представители которой направили ходатайство Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. В петиции предлагалось отмечать новый православный праздник в день памяти святых мучеников, покровителей домашнего скота Флора и Лавра – 31 августа (18 августа – по старому календарю).
Предстоятель Русской Православной Церкви удовлетворил прошение и подписал соответствующий указ 23 марта 2011 года. В этом году профессиональный праздник ветеринаров отмечался первый раз.
Почитание Флора и Лавра возникло ещё в древние времена: в честь святых проходили торжественные празднования по всей Руси. Одно из новгородских преданий гласит, что в день открытия мощей этих святых прекратился падеж скота. Именно с того времени люди и начали преклоняться перед святыми братьями и чтить их как покровителей лошадей.
Флор и Лавр родились в Византии во II веке, позже переехали в Иллирию (на территорию Югославии). Согласно легенде, братья были каменотесами, верующими во Христа, а обучил их обращаться с лошадьми архангел Михаил. Однажды Флор и Лавр работали на строительстве языческого храма. К ним подошел сын местного жреца, и осколок от камня попал ему в глаз. Разгневанный отец хотел наказать работников, однако те обещали его сыну излечение.
Братья взяли юношу к себе, обратили его в христианство, и больной тот час же излечился. После этого чуда и отец юноши стал обратился ко Христу. Когда храм был достроен, Флор и Лавр вместе с другими христианами сокрушили идолов и поставили вместо них святой крест. За это язычники бросили мучеников в пустой колодец и засыпали землей. Несколько столетий спустя нетленные мощи святых обнаружили и перевезли в Константинополь.
Связь Флора и Лавра с лошадьми объясняли и другие легенды. По одной из них, братья зарабатывали на жизнь рытьем колодцев. Один раз их постигла неудача: земля обвалилась и погребла под собой обоих. Вскоре из-под обвала начал течь ручеек, к которому приходила напиться тощая кобыла. Лошадка быстро выздоровела и подобрела. Жители стали приводить к водопою своих коней, а однажды раскопали колодец и обнаружили там живых святых.
Вероятно, подобными сказаниями объясняется, почему день Флора (Фрола) и Лавра (Лавёра) также назывался в народе «конским праздником». В этот день лошадям давали отдохнуть. В некоторых местах устраивали скачки, но на неоседланных конях. Лошадей купали, украшали лентами хвосты и гривы, досыта кормили отборным кормом и окропляли в церкви святой водой.
На «Флоры» хозяйки готовили богатый стол, мыли избы и наряжались в праздничные одежды. В этот день варили пиво, и даже женщинам разрешалось выпить больше обычного. В некоторых областях, напротив, мужики соблюдали трезвость, зато их жены напивались за двоих так, что с трудом добирались домой.
С днем святых связаны различные народные приметы: «Со Фролова дня засиживают (работают допоздна) ретивые, а с Семена (1 сентября) — ленивые», «Кто сеет рожь на Флора, у того родятся флорки (пустоцветы)» и другие
В древнерусской иконописи Флор и Лавр изображались именно как покровители лошадей. Иконы рисовались яркими, радостными и торжественными. Как правило, сверху изображали архангела Михаила, который благословлял братьев. На иконах неизменно присутствовали красавцы-кони белой и вороной масти и табун лошадей
- 0
- 5 705